Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа
2015-10-17, 11:00 PM

 

Пояснительная записка

     Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

   Цели и задачи курса:

— познакомить с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

— систематизировать знания об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

— начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— развивать устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

— начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа, в неделю 1 час. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором обучающиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

   Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление обучающихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий,

растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса

к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

   Во второй главе «Организм и среда обитания» обучающиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические

факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы обучающиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

   Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

   Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности обучающихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

 

Общая характеристика учебного предмета

   Общая характеристика учебного предмета курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об

отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода,  в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

    Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— уровневая организация живой природы.

   Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

    Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах,

бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

   В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

   Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11 классов.

   Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

   Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

   Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

   С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

   социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм,

ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

   приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

   Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

   ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

   развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

   овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

   формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

Требования к результатам обучения

   Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

— знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

— реализация установок здорового образа жизни;

— сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

   Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты

работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  животных,  грибов и бактерий; организма человека);
  • взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме и друг с другом;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препарировальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Содержание тем учебного курса

 

Введение (2 ч)

   Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Глава 1. Мир биологии (18 ч)

   История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

 

 

царств (грибы, растения, животный, бактерии); генетика; взаимоотношения между живыми организмами; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах (водные, наземные, воздушные); паразитизм;  какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

 

Учебно-методическая литература

Материально-технического обеспечения

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

  1. Базовый учебник: Биология 5 класс,  допущен Министерством образования и науки РФ, авторы: Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков, Москва «Русское слово» 2012 год

Интерактивная доска

Микроскоп школьный ув.

300—500

  1. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь. Линия "Вектор". ФГОС, 2013 г.,

Новикова С.Н., Романова Н.И

Мультимедиа проектор

Набор микропрепаратов

по разделу «Растения. Бак-терии. Грибы. (базовый)

  1. Биология. 5-9 класс. Программа курса. Линия "Вектор". ФГОС, 2012 г.,

              Романова Н.И.

Ноутбук с предусмотренным программным обеспечением

Набор микропрепаратов

по разделу «Животные»

(базовый)

  1. Интернет-ресурсы:

 http://school-collection.edu.ru

  http://bio.1september.ru       http://college.ru/biologiya/

http://www.sbio.info

 http://www.greeninfo.ru/

http://www.theanimalworld.ru/

 

Гербарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

Тема

Дата

Об

щее количес-тво

ча

сов

Количес-

тво часов обязатель-ной части

Неурочные формы организации образовательного процесса

Проект, реше

ние проект-ных задач

Позна-ватель-ные лабора-тории

Творческие мастерские

Уч

еб

ные заня-тия

Экс-кур-сии, экспеди-ции

Другие формы (указать какие)

Введение

А 1.09

Б

3.09

В

1.09

1

1

 

 

 

 

 

 

Введение. Техника безопасности

А 8.09

Б

10.09

В

8.09

1

1

 

 

 

 

 

 

Науки о природе

А 15.09

Б

17.09

В

15.09

1

 

 

1

 

 

 

 

Методы изучения природы

А 22.09

Б

24.09

В

22.09

1

 

 

1

 

 

 

 

Гл.1 Мир биологии

 

18

 

 

 

 

 

 

 

Что изучает биология

А 29.09

Б

1.10

В

29.09

1

 

1

 

 

 

 

 

Из истории биологии

А 6.10

Б

8.10

В

6.10

1

 

 

 

 

 

 

1

Экскурсия в мир клеток

А 13.10

Б

15.10

В

13.10

1

 

1

 

 

 

 

 

Как классифицируются организмы

А 20.10

Б

22.10

В

20.10

1

1

 

 

 

 

 

 

Живые царства. Бактерии

А 27.10

Б

29.10

В

27.10

1

 

1

 

 

 

 

 

Живые царства. Грибы

А 10.11

Б

12.11

В

10.11

1

 

 

 

1

 

 

 

 

Живые царства. Растения

А 17.11

Б

19.11

В

17.11

1

 

 

1

 

 

 

 

Живые царства. Животные

А 24.11

Б

26.11

В

24.11

1

 

 

 

 

 

 

1

Жизнь начинается

А 1.12

Б

3.12

В

1.12

1

 

1

 

 

 

 

 

Жизнь продолжается

А 8.12

Б

10.12

В

8.12

1

 

 

 

1

 

 

 

Почему дети похожи на родителей

А 15.12

Б

17.12

В

15.12

1

 

1

 

 

 

 

 

Нужны все на свете

А 22.12

Б

24.12

В

22.12

1

 

 

 

 

 

 

 

Как животные общаются между собой

А 29.12

Б

14.01

В

29.12

1

1

 

 

 

 

 

 

Биология и практика

А 12.01

Б

21.01

В

12.01

1

 

 

 

1

 

 

 

Биологи защищают природу

А 19.01

Б

28.01

В

19.01

1

 

 

 

 

 

 

1

Биология и здоровье

А 26.01

Б

2.02

В

26.01

1

 

1

 

 

 

 

 

Живые организмы и наша безопасность

А 2.02

Б

11.02

В

2.02

1

 

 

 

 

1

 

 

Мир биологии. Обобщение знаний

А 9.02

Б

18.02

В

9.02

1

 

 

 

 

1

 

 

Гл.2 Организм и среда обитания

 

12

 

 

 

 

 

 

 

Водные обитатели

А 16.02

Б

25.02

В

16.02

1

 

 

 

 

 

 

 

Между небом и землёй

А 2.03

Б

4.03

В

2.03

1

 

 

 

 

 

 

 

Кто в почве живёт

А 9.03

Б

11.03

В

9.03

1

 

 

 

 

 

 

 

Кто живёт в чужих телах

А 16.03

Б

18.03

В

16.03

1

 

 

 

 

 

 

 

Экологические факторы

А 6.04

Б

1.04

В

6.04

1

 

 

 

 

 

 

1

Экологические факторы: биотические

А 13.04

Б

8.04

В

13.04

1

 

 

 

 

1

 

 

Экологические факторы: абиотические

А 20.04

Б

15.04

В

20.04

1

 

 

 

 

1

 

 

Экологические факторы: антропогенные

А 27.04

Б

22.04

В

27.04

1

 

 

 

 

1

 

 

Природные сообщества

А 4.05

Б

29.04

В

4.05

1

1

 

 

 

 

 

 

Жизнь в Мировом океане

А 11.05

Б

6.05

В

11.05

1

 

 

 

 

1

 

 

Путешествие по материкам

А 18.05

Б

13.05

В

18.05

1

1

 

 

 

 

 

 

Организм и среда обитаний

А 25.05

Б

20.05

В

25.05

1

 

 

 

 

 

1

 

Итого

 

34

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Рабочие программы | Добавил: oksanagornaeva
Просмотров: 479 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar