Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа
2015-10-17, 11:05 PM

Пояснительная записка

   Курс биологии 6 класса опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения и курса «Введение в биологию. 6 класс»(«Естествознание. Введение в естественные науки. 6 класс»).

Цели и задачи курса:

— познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности основных объектов изучения биологии;

— систематизировать знания об объектах живой природы;

— начать формирование представлений о человеке как части живой природы;

— продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— развивать устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

— продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Материал курса разделен на три главы. Им предшествует «Введение», в котором обучающиеся знакомятся с объектами изучения биологии, методами и приборами, которые используют ученые.

   Первая глава «Строение и состав организмов» формирует первичное представление обучающихся о клеточном строении представителей живой природы. Изложение материала соответствует уровневой организации живой материи, обучающиеся знакомятся последовательно с особенностями строения клеток растений и животных, их тканями, органами и системами органов.

   Во второй главе «Жизнедеятельность организмов» обучающиеся знакомятся с особенностями основных процессов жизнедеятельности в растительных и животных организмах, их сходством и различиями.

   Третья глава «Человек — живой организм» посвящена изучению места человека в системе живой природы, причин, по которым его относят к царству Животные. Предлагается краткий обзор органов и систем органов человека, их значения для организма. Объясняется понятие «человек – социальное существо», выявляются отличительные особенности людей от других представителей живой природы.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Лабораторные работы имеют важное значение в обучении биологии. Обучающиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности.

   Лабораторные работы стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес к изучению биологии и естественных наук в целом. Их можно проводить как на этапе изучения нового материала, так и во время повторения пройденного.

 

Общая характеристика учебного предмета

   Общая характеристика учебного предмета курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода,  в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

    Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— уровневая организация живой природы.

   Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

    Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

   В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

   Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11 классов.

   Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

   Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

   Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

   С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

   социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм,

ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

   приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

   Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

   ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

   развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

   овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

   формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

Требования к результатам обучения

   Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

— знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

— реализация установок здорового образа жизни;

— сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

   Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты

работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

   Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  животных,  грибов и бактерий; организма человека);
  • взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния ок-ружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме и друг с другом;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препарировальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Содержание тем учебного курса

Введение (2 ч)

   Что изучает наука биология, каковы общие признаки всех живых организмов, какие методы и приборы используются учеными для изучения природы.

Лабораторная работа: «Знакомство с увеличительными приборами».

Глава 1. Строение и состав организмов (13 ч)

Строение клетки; химический состав клетки; значение органических и неорганических веществ, входящих в состав клетки; обмен веществ, протекающий в клетке; деление клетки; ткань;

какие ткани растительного и животного организма известны, каковы особенности их строения; орган; какие органы растений являются вегетативными и генеративными; каково строение и

значение цветка; типы плодов; какие растения относятся к двудольным, а какие — к однодольным; что такое система органов; какие системы органов выделяют в организме животного.

Лабораторные работы: «Строение клетки растений».

«Строение тканей растений». «Строение эпителиальной и соединительной тканей». «Строение мышечной и нервной тканей». «Вегетативные органы растений». «Строение цветка».

«Строение семени фасоли».

Глава 2. Жизнедеятельность организмов (15 ч)

Какие процессы жизнедеятельности протекают в живых организмах, каковы их особенности у растений и животных.

Глава 3. Человек – живой организм (4 ч)

Человек как представитель животного мира. Какие особенности строения и жизнедеятельности организма человека, позволяют отнести его к царству Животные; каково строение

основных систем органов человека; в чем состоит отличие человека от остальных представителей животного мира.

Заключение (1ч)

 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

 

Учебно-методическая литература

Материально-технического обеспечения

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

  1. Базовый учебник: Биология 6 класс,  допущен Министерством образования и науки РФ, авторы: Е.Т. Тихонова, Н.И. Романова, Москва «Русское слово» 2013 год

Интерактивная доска

Микроскоп школьный ув.

300—500

  1. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь. Линия "Вектор". ФГОС, 2013 г.,

Новикова С.Н., Романова Н.И

Мультимедиа проектор

Набор микропрепаратов

по разделу «Растения. Бак-терии. Грибы. Человек» (базовый)

  1. Методические рекомендации. Биология. А.В.Марина к учебнику Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков Москва «Русское слово» 2012 год

Ноутбук с предусмотренным программным обеспечением

Набор микропрепаратов

по разделу «Животные»

(базовый)

  1. Интернет-ресурсы:

 http://school-collection.edu.ru

  http://bio.1september.ru       http://college.ru/biologiya/

http://www.sbio.info

 http://www.greeninfo.ru/

http://www.theanimalworld.ru/

 

Гербарий. Набор посуды для биологических опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

Тема

Дата

Общее количество

часов

Количес-

тво часов обязатель-ной части

Неурочные формы организации образовательного процесса

Проект, решение проект-ных задач

Позна-вательные лаборатории

Творческие мастерские

Учеб

ные заня-тия

Экскур-сиии, экспеди-ции

Другие формы (указать какие)

Введение

А

4.09

Б

4.09

2

 

 

 

 

 

 

 

Биология - наука о природе

А

11.09

Б

11.09

1

 

 

 

 

 

 

 

Приборы, открывающие тайны

А

18.09

Б

18.09

1

 

 

Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличи-тельными прибо-рами»

 

 

 

 

Гл.1 Строение и состав организмов

 

13

 

 

 

 

 

 

 

Строение растительной и животной клеток

А

25.09

Б

25.09

1

 

 

Лабораторная работа №2 «Стро

ение клетки расте-ний»

 

 

 

 

Химический состав клетки

А

2.10

Б

2.10

1

 

 

 

 

урок

 

 

Жизнедеятельность клетки. Деление клетки

А

9.10

Б

9.10

1

 

 

 

 

урок

 

 

Ткани растительного организма. Основная и проводящая ткани

А

16.10

Б

16.10

1

 

 

Лабораторная работа №3 «Стро-ение тканей расте-ний»

 

 

 

 

Ткани животного организма. Эпителиальная и соединительная ткани

А

23.10

Б

23.10

1

 

 

Лабораторная работа №4 «Строе-ние эпите

лиальной и

соеди-

ни

тельной тканей»

 

 

 

 

Ткани животного организма. Мышечная и нервная ткани

А

30.10

Б

30.10

1

 

 

Лабораторная работа №5

«Стро

ение мыше

чной и нерв

ной тка-ней»

 

 

 

 

Вегетативные органы растительного организма

А

13.11

Б

13.11

1

 

 

Лабора-торная работа №6 «Вегета-тивные органы растений»

 

 

 

 

Цветок

А

20.11

Б

20.11

1

 

 

Лабора-торная работа №7 «Строе-ние цветка»

 

 

 

 

Плоды и семена

А

27.11

Б

27.11

1

 

 

Лабора-торная работа №8 «Строе-

ние семени фасоли»

 

 

 

 

Органы и системы органов животных

А

4.12

Б

4.12

1

 

 

 

 

урок

 

 

Система органов животных: кровеносная, нервная и половая

А

11.12

Б

11.12

1

 

 

 

 

 

 

Презентации: Сравнение оргапнов разжличных животных

Строение и состав организма

А

18.12

Б

18.12

1

 

Проект: модель-апплика-ция: Организм

 

 

 

 

 

Гл.2 Жизнедеятельность организмов

 

15

 

 

 

 

 

 

 

Почвенное питание растений

А

25.12

Б

25.12

1

 

 

Лабораторная работа: Корневое давление

 

 

 

 

Воздушное питание растений

А

15.01

Б

15.01

1

 

 

 

Викторина: Дыхание расте-ний

 

 

 

Питание животных

А

22.01

Б

22.01

1

 

 

 

 

урок

 

 

Дыхание растений и животных

А

29.01

Б

29.01

1

 

 

 

 

урок

 

 

Передвижение веществ в организме растений и животных

А

5.02

Б

5.02

1

 

 

 

 

урок

 

 

Выделение у растений и животных

А

12.02

Б

12.02

1

 

 

 

 

 

 

Презентации: Дыхание у растений и животных

Обмен веществ и энергии

А

19.02

Б

19.02

1

 

Проект: Пищевые цепи

 

 

 

 

 

Движение организмов

А

26.02

Б

26.02

1

 

Проект: модель-аппликация: разнообразие органов передвижения

 

 

 

 

 

Вегетатив

ное размноже

ние

А

5.03

Б

5.03

1

 

 

Лабораторная работа: Размножение традесканции и пеларго-нии

 

 

 

 

Половое размноже

ние организмов

А

12.03

Б

12.03

1

 

 

 

 

урок

 

 

Рост и развитие растений

А

19.03

Б

19.03

1

 

 

 

 

урок

 

 

Рост и развитие животных

А

2.04

Б

2.04

1

 

Проект: модель прямого и непрямого развития животных

 

 

 

 

 

Рост и развитие животных

А

9.04

Б

9.04

1

 

 

 

 

урок

 

 

Жизнедеятельность организмов

А

16.04

Б

16.04

1

 

 

 

 

 

 

Сообщения: Значение биологических процессов

Обобщение знаний

А

23.04

Б

23.04

1

 

 

 

 

тест

 

 

Гл.3 Человек – живой организм

 

4

 

 

 

 

 

 

 

Сходство человека  других живых организмов

А

30.04

Б

30.04

1

 

1

 

 

 

 

 

Строение организма человека

А

7.05

Б

7.05

1

 

 

 

 

1

 

 

Человек – существо биологическое и социальное

А

14.05

Б

14.05

1

 

1

 

 

 

 

 

Человек – живой организм.

А

21.05

Б

21.05

1

 

 

 

 

 

 

1

Заключение

А

28.05

Б

28.05

1

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Рабочие программы | Добавил: oksanagornaeva
Просмотров: 549 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar