Главная » Файлы » Исследовательские работы |
2015-10-21, 7:55 PM | |
Содержание: Краткая аннотация 3 Введение 4 Раздел I.
Раздел II. 2.1. Исследование 12 2.2. Результаты 12 Заключение 13 Литература 14 Приложение 1 15
Краткая аннотация Горбунова Алёна Алексеевна Лыткина Дарьяна Михайловна Цель научной работы: Исследовать роль бабушек и дедушек в нашей жизни, а также традиции и семейные ценности, переданные нам от старшего поколения. Методы проведенных исследований: анкетирование. Основные результаты научного исследования (научные, практические): задуматься о роли бабушек и дедушек в нашей жизни и узнать о переданных от них традициях.
Введение
Бабушка с дедушкой обладают большой привилегией – им позволено сколько угодно любить своих внуков и принимать участие во всех играх и развлечениях. Бабушка, дедушка бывают без ума от внуков, и дети отвечают им столь же горячей любовью [7]. С древних времен они были носителями знаний и семейных традиций, помогали растить внуков, живя рядом с ними, большой семьей, где были почитаемы и авторитетны. Современные же семьи тяготеют к отделению от родителей и созданию своей собственной территории. Может это и не плохо, но чем реже мы общаемся с бабушками и дедушками, тем меньше знаний, ценностей и традиций нам переходит от них. Семейные традиции — это нравственный показатель любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает необходимую ауру семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи — воскресные чаепития в доме бабушки и дедушки, комплексная заготовка продуктов для семей, празднование дней рождений всех членов семьи с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности. Традиции — лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни. Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя»[9]. Приведем одно из правил в качестве примера: Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость. Гипотеза: взаимоотношения бабушек и дедушек со внуками изменились. Актуальность: недостаток общения между младшим и старшим поколениями. Проблематика: какова роль бабушки и дедушки в жизни человека. Цель работы: раскрыть роль бабушек и дедушек в нашей жизни, а также узнать традиции, передаваемые нам от старшего поколения Задачами является: - изучить литературу по данному вопросу; - ознакомиться с традициями в семьях; - провести анкетирование учеников младшего и старшего звена; - подвести итоги. Объект исследования: традиции и семейные отношения. Предмет исследования: бабушки и дедушки. Методы исследования:
Раздел I.
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», - говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды. По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых.
Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков. Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери - сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой - неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов. Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. Вот бабушка начинает играть с внуком: посадит его на одну ладонь и, придерживая грудку второй, «пляшет» с ним, высоко поднимая его в такт припеву. Он блаженно обмякнет в ее полных руках, головенка у него раскачивается – он доволен[5]. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.
Дети, воспитывающиеся в семьях поддерживающих культурные и семейные традиции в меньшей степени подвержены негативному влиянию сверстников и СМИ, устойчивы к развитию вредных привычек (курению, употреблению алкогольных напитков и наркотиков), реже страдают от депрессии и других психических расстройств. Праздники — отличный повод провести время с семьей, соблюдая старые традиции или создавая новые. Дети любят праздновать, поэтому можно создать собственные традиции, выбирая какие-то праздники важные для вашей семьи. Это могут быть: свои и чужие дни рождения, где вы будете всей семьей выбирать праздничное меню, первый день в школе или начало каникул и тд. Одно из величайших преимуществ соблюдения семенных традиций — то, что дети смогут лучше понять историю семьи и многие вещи, которые были важны для предыдущих поколений. Мы должны узнать больше о своих корнях и о том, почему предыдущее поколение имеет такое большое значение. У каждой семьи есть традиции, которые важны для сохранения ее индивидуальности. Некоторые семьи прилагают огромные усилия, чтобы поддержать эти традиции, передавая их от поколения к поколению. Другие семьи могут не знать о своем культурном наследии и традициях. Даже если семья никогда не придерживалась никаких обрядов, никогда не поздно ввести их. Исследуйте свое прошлое и обычные традиции. Один из самых больших даров,— знание, идущее от старших поколений. У старших родственников, как у отличного источника знаний, мы можем узнать, каких традиций придерживались они в детстве, когда еще не были распространены телевидение, видео игры и приезд спортивных команд. В каждой семье обязательно есть хотя бы один человек, который может рассказать, как простые традиции укрепляли семьи во времена других поколений. Нужно находить время для визита к старшим родственникам, расспрашивать их о том, что было особенного в их собственном детстве и как они отмечали различные события. Это поможет им лучше понять и больше уважать людей других поколений. Потратьте с бабушками, дедушками время на составление генеалогического древа; проследите семейную историю как можно глубже. Такого рода семейное занятие восхитительно тем, что все смогут собраться вокруг компьютера, чтобы посмотреть различные сайты; а еще лучше то, что прослеживание генеалогии занимает многие месяцы. И конечно, можно будет добавлять имена новорожденных членов семьи. Часто в семьях есть старые фотоальбомы; можно сканировать фотографии и добавлять в генеалогическое древо, чтобы сделать его еще интереснее. Одни из самых ярких детских воспоминаний часто связаны с семейными традициями. Родители нередко говорят, что чувства защищенности, безопасности и близости, которые пни испытывали в своей семье, происходили от сознания, что они всегда будут вместе[10].
Энергичный ХХ век внес свои изменения во весь внутрисемейный быт. Дети, получив возможность самореализовываться вне стен отчего дома, стали покидать родовые гнезда. Произошли изменения в социальных ролях. ХХ век позволил женщине работать. Хлопотам с малышами и обслуживанию молодой семьи они предпочитают любимую работу, общение с друзьями, стремятся как можно дольше сохранить собственную независимость [8]. На помощь неработающей маме пришли детские сады и группы продленного дня, кружки, спортивные секции и многое другое. Внутрисемейные связи, выстроенные веками, стали рушиться. Но, несмотря на все изменения, к середине века жизненный уклад опять сформировался. Только роль дедушек и бабушек немного подугасла, хоть и продолжила оставаться значимой. Так как после выхода на пенсию, наши дедушки и бабушки, по - прежнему, брали роль воспитателей подрастающего поколения на себя, забирая своих внуков из садиков и школ, водя в кружки, проводя совместно каникулы. Да и жилищный вопрос способствовал этому, так как, порой, на одной жилплощади проживало два, а то и три поколения одного семейства. Дедушки и бабушки, не принимающие должного участия в воспитании внуков, как правило, подвергалось общественному осуждению. Конец ХХ – начало ХХI века со всеми катаклизмами, социальными и религиозными конфликтами привел к необходимости серьезно осмыслить и постичь специфику каждого народа, заняться как назвал Д.С.Лихачёв – «экологией культуры»[6]. Но на смену энергичному ХХ веку пришел сумасшедший ХХI. И опять вопрос о роли бабушек и дедушек в воспитании подрастающего поколения встал остро. Заметно помолодевшие за последние десятилетия бабушки и дедушки к моменту появления внука – в расцвете творческих сил. Хлопотам с малышом они предпочитают любимую работу, общение с друзьями, стремятся как можно дольше сохранить собственную независимость[2]. Поэтому работающие дедушки и бабушки чаще помогают молодой семье не тем, что непосредственно осуществляют воспитание и заботу о подрастающем поколении, а тем, что подкидывают денег на нужды, видясь со своими внуками исключительно по торжественным и праздничным дням. Есть и такие прародители, которые справедливо считают, что уже сполна выполнили все свои обязательства по отношению к своим детям. И теперь настала очередь самих детей заботиться о своем продолжении. Как правило, такие дедушки и бабушки весьма неохотно остаются с внуками, точно так же сводя свое общение с ними к необходимому минимуму. Актуальны вопросы о совместимости внуков с дедушками и бабушками. Очень многие прародители, не могут и часа провести со своими внучатами, так как существует обоюдное неприятие. Очень часты такие ситуации, когда малыши с большой неохотой едут к нашим родителям. А бывает и то, что пребывание внуков становиться причиной сильнейших стрессов у старшего поколения. Так же нередки сегодня и внутренние противоречия. Особенно если молодая семья воспитывает своего ребенка по какой-нибудь новомодной методике. Поэтому между молодой семьей и их родителями в такой ситуации возникают конфликты, которые нередко заканчиваются отлучением искренне любящих дедушек и бабушек от внуков, а если обратиться к истокам, то, как заботиться бабушка о внуках раньше даже не обсуждалось. Но отлучать дедушек и бабушек от общения с внуками, особенно если между ними есть искренняя привязанность - это очень крайняя мера. Возможная только в тех случаях, если у старшего поколения есть злоупотребления алкоголем или имеются серьезные психические расстройства[4]. Дедушка далеко не сразу начинает испытывать привязанность к внукам. Однако день ото дня привязанность между дедом и внуками растет. Полный сил и энергии, включаясь в воспитание внука. Хочет восполнить то, что в молодости - по занятости или недомыслию – не сумел дать его отцу[3].
Раздел II. 2.1. Исследование
Так какая же роль старшего поколения в нашем современном XXI веке? Для выяснения этого мы провели анкетирование младших и старших школьников, количеством 67 человек. В анкету входили вопросы: о семейных традициях переданных бабушками и дедушками, а также были вопросы такие как, часто ли видятся школьники с ними. 2.2. Результаты
На вопрос часто ли вы видите своих бабушек и дедушек, 48 школьника ответили – часто, 29 – редко. При этом выяснилось, что младшие школьники видят своих бабушек и дедушек гораздо чаще, чем учащиеся старшей школы.
У 55 учащихся в семьях существуют традиции, такие как: совместное празднование дней рождений, Рождества, 8 марта. Поездки всей семьей летом на отдых, или проведение совместного времени на даче или в деревне – 23 человек. У некоторых учащихся бабушки, дедушки живут далеко, тогда на летних каникулах школьники их навещают – 11человек, также на все праздники или раз в неделю, внуки (внучки) созваниваются с ними, а некоторые - каждый день. Младших школьников- 10 человек, забирают из школы бабушки или дедушки, водят их на кружки и секции. К сожалению, у 16 опрошенных связи с бабушками, дедушками – нет. Причины разные, это: конфликты в семьях, ссоры, а также смерть. 13 человек написали, что традиций в их семье нет. Заключение
Все выше перечисленные примеры говорят нам только об одном, что классическое взаимодействие между бабушками, дедушками и внуками стремительно меняется. И всем нам необходимо приспосабливаться к текущим условиям и выстраивать по новому все внутрисемейные связи, что бы всем было в этом сообществе хорошо и комфортно. Конечно как в прошлом наши бабушки, дедушки не будут всецело воспитывать внуков. Свое предназначение дедушки и бабушки уже выполнили - они воспитали своих детей, и свои родительские инстинкты они реализовали. Поэтому всецело воспитывать внуков дедушки и бабушки не должны, а помогать – могут, причем в меру своих возможностей и понимания. Необходимо помнить о своих корнях и традициях, мы не должны забывать о том, что мир меняется, в нём появляется что-то новое, новое появляется благодаря старому. Но хочется, чтобы, как и раньше общение в любом возрасте между поколениями, доставляло бы удовольствие.
Литература
Приложение 1. Колыбельные наших бабушек.
Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенные мелодии песенок, звуки речи, успокаивали малыша, давая чувство спокойствия и комфорта. Это могла быть колыбельная для внука:
А баю, баю, баю, Не ложися на краю, А то с краю упадешь И головку расшибешь. А баю, баю, баю, Не ложися на краю. Придет к тебе бирючок И ухватит щза бочок, За бочок правенький, Мой сынок кудрявенький Или для внученьки: Баю-баюшки, бай, бай, Глазки, Маша, закрывай. Я тебя качаю, Тебя величаю. Будь счастлива, будь умна, При народе будь скромна, Спи, дочка, до вечера, Тебе делать нечего! Чтобы успокоить плачущего ребенка, припевали: Ай не плач, не плач, Я куплю тебе калач, Если будешь плакать – Куплю худой лапоть! Цыть, цыть не плач, Несет котик калач. Недалечко на мостике – Несет калач на хвостике. Сынок, не плач Испеку калач! Сынок, не вой – Испеку другой! Сынок, не реви – Испеку все три[1]!
| |
Просмотров: 2092 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |