Тип: мини-исследование
Форма проведения урока: групповая
Методы проведения урока: проблемный, поисковый.
Цели урока:
- Образовательные: дать представление о приспособлениях животных живущих в разных средах обитания.
- Воспитательные: создать условия для воспитания чувства сопричастности группе, создать условия для воспитания чувства ответственности за принимаемые группой решения, воспитание терпимости к другому мнению.
- Развивающие: Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, обобщать информацию делать необходимые выводы способствовать развитию умений анализировать и развитие умения давать оценку и самооценку.
Планируемые результаты:
Личностные:
саморазвитие, сформирование мотивации к обучению и познанию. Осознание целостности единства окружающего мира.
Анализ собственной деятельности, самооценка.
Метапредметные:
развитие способности сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, развитие умений работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, развитие способности решать логические задачи. Представлять результаты своей деятельности, развитие готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные
овладение целостными представлениями о приспособленности животных к разным средам обитания.
Предварительная подготовка урока:
распределение класса на группы,
подготовка дополнительных материалов - информации, видеофрагментов, картинок, обеспечение творческого процесса: ватманы, фломастеры и др.
Материалы и оборудование:
мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход урока:
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Время в минутах
|
Стадия вызова:
Слайды: животные летающие, наземные, подземные, древесные.
Вопрос: как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
|
Смотрят на слайды, высказывают свои мнения
|
1-2
|
Тема занятия: Между небом и землей
|
Записывают тему урока в тетрадь
|
1
|
Давайте сформулируем проблему и цель урока.
Сегодня наш урок - это мини-исследование.
Как вы думаете, что мы сегодня будем исследовать?
|
высказывают свои мнения и идеи
животных в разных средах обитания
|
2-3
|
Стадия осмысления:
|
|
|
Как вы считаете, надо ли нам оценить работу ваших групп? (Надо). По каким критериям мы будем это делать? Запись учителя на доске.
|
Составление критериев
(соблюдение регламента, ответы на вопросы, оформление кластера).
|
2
|
Работать будем в группах. Всего 4 группы, в каждой группе распределены такие роли, как:
- генератор идей (разработчик идей),
- конструктор,
- оформитель,
- организатор.
у каждой группы свое исследование, а также оценочные листы.
По картинкам должны понять, о животных каких сред идет речь. Выявить проблемные вопросы. Составить кластер. Презентовать. А другие группы тоже могут заработать балл составив вопрос-суждение.
|
Слушают задание, задают вопросы по его выполнению.
Знакомятся с картинками для каждой группы: анализируют их, выявляют алгоритм работы.
|
3-4
|
А как же оценить работу каждого из вас? (Кто как работал, плохо или хорошо). Нужны тоже критерии. Каждая группа получает оценочные листы для индивидуального оценивания в группе. В конце работы вы оцените друг друга.
|
|
1
|
|
Выполнение задания.
|
10-12
|
|
Презентация работ, с пояснением значения каждого признака. Составление вопросов-суждений.
|
9-12
|
Давайте посмотрим все ваши работы, как вы считаете какой кластер наиболее удобный, запоминающийся.
|
Выбор кластера.
|
|
Стадия рефлексии:
|
|
|
На доске те критерии, по которым вы проставляете самостоятельно оценки всем участникам вашей группы.
|
Заполняют листы
|
4
|
На доске нарисовано дерево, у каждого из вас на партах есть листочки, но они разного цвета. Если вы все поняли на нашем уроке и не испытали трудностей, то нужно прикрепить зеленый листочек, желтый, если все-таки какие-то вопросы вызвали затруднение. Ну а, красный, если все вам было не понятно.
|
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
|
3-4
|
Благодарю за работу.
|
|
|
Приложение
Оценочный лист
Список участников
|
Актив-ность
|
Вовлечение товарищей в работу
|
Умение отвечать на вопросы
|
Умение работать с данным материалом
|
Общий балл
|
Отметка
|
Памятка
1. Чем объяснить, что животные приспособлены к данной среде обитания?
2. Как доказать, что для животных нужна данная среда?
3. Как вы думаете, есть ли исключения среди вашего вида животных? Почему?
|