Главная » Файлы » Олимпиадные задания

Всероссийская олимпиада
2015-10-21, 8:03 PM

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только двух ответов из шести возможных ответов (правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

1. Паразитом является:

а) жук-навозник;

б) вошь;

в) мышь серая;

г) саранча;

д)  пиявка;

е) скорпион.

2. В странах Азии говорят о рисе, что он сын:

а) воды;

б) снега;

в) солнца;

г) града;

д) урагана;

е) льда.

   3. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:

а) солнечная энергетика;

 б) автотранспорт;

в) электротранспорт;

г) промышленные предприятия;

д) зелёные насаждения;

е) охраняемые природные территории.

4. Найдите ответ, где перечислены только живые существа:

а) ромашка, скала;

б) мухомор, мышь полёвка;

 в) кристалл кварца, орхидея;

г) сосулька, гадюка.

 д) нефть, клевер;

е) камыш, пчелы.

 5. Были уничтожены человеком:

а) стеллеровы коровы;

 б) бобры;

в) сумчатый волк;

 г) малярийные комары;

д) утконосы;

е) кенгуру. 

6. Наиболее часто встречаются в тайге растения:

 а) кокосовая пальма и манго;

б) лиственница и ель;

 в) гибискус и сосна;

г) баобаб и саксаул;

д) сосна и кедр;

е) пальма и кактус.

7. Из метеорологических явлений наиболее сильное влияние на

распространение лесных пожаров в Красноярском крае оказывают:

а) молнии;

б) проливные дожди;

в) наводнения;

г) крупный град (более 20 мм);

д) засухи;

е) радуги.

8. Приспособления у растений, обеспечивающие более эффективное и полное

поглощение солнечного света:

а) листовая мозаика;

б) мелкие листья;

в) восковой налёт на листьях;

г) шипы и колючки;

д) ярусность;

е) опадание листьев.

9. Наибольшее число ярусов можно насчитать в таких растительных

сообществах, как:

а) болота;

б) степи;

в) тропические леса;

г) луга;

д) тайга;

е) пустыни.

10. В одном природном сообществе с ряской можно встретить:

а) волка;

б) жаворонка;

в) лягушку;

г) суслика;

д) камыш;

е) белка.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с выбором утверждения («да» или «нет») и обоснованием его правильности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 

  1. Собирать грибы рядом с дорогой и употреблять их в пищу не следует
  2.  

 

 

 

 

 

  1. У растений засушливых местообитаний листья характеризуются частым рассечением, отсутствием механической ткани.
  2.  

 

 

 

 

                                                                                                                                                                

  1. Самые быстродвигающиеся животные живут в почве.
  2.  

 

 

 

 

 

  1. Леса нужны только для производства древесины.
  2.  

 

 

 

 

 

  1. Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, что важно для сохранения жизни на Земле.
  2.  

 

 

 

 

 

Часть III.  Вам предлагаются тестовые задания, с выбором одного варианта ответа из четырёх, с обоснованием его правильности.

 1. Что из перечисленного нельзя назвать агроценозом:

а) искусственно зарыбленный пруд;

б) незасеянное поле;

в) дачный участок с сорняками;

г) посадка сосны в лесу.

2. Причиной исчезновения вида стеллеровой коровы являлось:

а) разведение их в зоопарках;

б) помещение в специальные охраняемые территории;

в) высокое качество мяса;

г) высокая цена за бивни животного.

3. Какое влияние на реки и почву оказывало сведение человеком лесов и распашка степей:

а) опустынивание;

б) увеличение количества воды в реках;

в) образование лугов;

г) более плодородная почва.

4. Какая пищевая цепочка составлена правильно:

а) мышь – змея – воробей 

 б) корень дуба – личинка майского жука – летучая мышь

в) рожь- овес – сова

 г) трава – волк –лиса

 

 

Матрица ответов

Часть 1. [10 баллов]

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

БД

АВ

БГ

БЕ

АВ

БД

АД

АД

ВД

ВД

 

Часть 2. [5 баллов]

  1. Собирать рядом с дорогой  грибы и употреблять их в пищу не следует.

 Да – Нет

 Ответ и обоснование

 Ответ «да». Собранные в городских парках и на бульварах грибы не следует употреблять в пищу. В таких грибах накапливаются вредные вещества, поступающие в почву и воздух от автотранспорта, а также от расположенных рядом производственных предприятий.

  1. У растений засушливых местообитаний листья характеризуются частым рассечением, отсутствием механической ткани.

Да – Нет

 Ответ и обоснование

Ответ «нет». Частое рассечение листьев и отсутствие механической ткани характерно для водных растений.

  1. Самые быстродвигающиеся животные живут в почве.

Да – Нет

Ответ и обоснование

 Ответ «нет». Почва – плотная среда, и быстро (как, например, на поверхности земли, в воде или воздухе) передвигаться в ней нельзя. Самые быстродвигающиеся животные живут в наземно-воздушной среде.

  1. Леса нужны только для производства древесины.

Да – Нет

Ответ и обоснование

 Ответ «нет». У лесов много различных функций – производство кислорода, поглощение углекислого газа, очищение воздуха, создание микроклимата. Кроме того, не только человеку нужны леса – они являются местообитанием многих видов растений, животных, грибов и т. д.

  1. Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, что важно для сохранения жизни на Земле.

Да – Нет

Ответ и обоснование

 Ответ «да». Если бы лёд тонул, то реки, озёра, приполярные моря и океаны промерзли бы до самого дна, и все живые организмы в них погибли бы. Но когда на поверхности воды образуется лёд, то он, находясь между холодным воздухом и водой, препятствует дальнейшему охлаждению и промерзанию водоёмов.

Правда, если зима очень продолжительна и сурова, то многие не слишком глубокие водоёмы могут промёрзнуть до дна. Но в наших широтах это наблюдается крайне редко. Промерзанию воды до дна препятствует и сам лёд: он плохо проводит тепло и защищает собой нижние слои воды от охлаждения.

 

Часть III. [4 балл]

  1. Ответ: сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного использования, занятых посевами или посадками культурных растений
Категория: Олимпиадные задания | Добавил: oksanagornaeva
Просмотров: 3700 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar