Главная » Файлы » Рабочие программы |
2016-09-04, 1:43 PM | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004; - Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С - М.: Дрофа, 2015г. Программа соответствует учебнику Химия. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 16-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. - 279[2]с. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Изучение химии в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: - освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; -овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; -развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; -воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; -применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Задачи: Материальное единство веществ природы, их генетическая связь; Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов; Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции; Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений. Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Используются современные образовательные технологии: учетом уровня подготовленности; информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к изучению предмета и в приобретении научных знаний. Типы урока: вводные уроки, уроки – лекции, уроки ознакомления с новым материалом, комбинированные, контроля знаний, уроки обобщения и повторения пройденного материала. Методы и формы обучения. Традиционные методы обучения: общие методы: -по источникам знаний: словесные, наглядные и практические; - по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные методы, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские. Методы обучения с использованием средств ИКТ: применение на уроках химии цифровых образовательных ресурсов (интерактивных досок, дисков и др.). Формы обучения: интерактивный урок, урок-лекция, урок-практикум; групповая, индивидуальная. Оценивание обучающихся предусмотрено как на каждом уроке, по мере текущего освоения умений и навыков, так и по окончанию изучения раздела. Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой, которые составляются с учетом обязательных результатов обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных самостоятельных работ, взаимоконтроля, устных ответов.
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач. Системаобразующими идеями содержания курса являются идеи изучения фактического материала – химию элементов и их соединений Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах; простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, основаниях, кислотах, солях); о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Курс 8 класса заканчивается темой «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». В данную тему включены 3 практические работы, так же чередуя теоретический материал раздела. Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Информация о внесенных изменениях В тематическом планировании, следуя, в основном идее О.С. Габриеляна, несколько изменила последовательность изучения тем, используя принципы опережающего обучения и неоднократного обращения к наиболее сложным вопросам курса, таким как: ОВР, составление химических формул и уравнений, решение задач по химическим уравнениям, а так же даю понятие «валентность» одновременно с понятием «степень окисления».Первым принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 5 и 8 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. Так практическую работу №1 «Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности» проводим на втором уроке, практическую работу №2 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Строение пламени (объединяя наблюдение за горящей свечой), практическая работа №3 «Приготовление растворов» в теме №3, практическая работа №4 «Очистка загрязненной поваренной соли» в теме №4, практическая работа №5 «Ионные реакции. Условия протекания реакций до конца (признаки химических реакций)», практическая работа №6,7 «Свойства солей кислот и оснований» в теме №5. Благодаря данной перепланировки, мы экономим время при изучении более сложных тем, и логически изученные темы подтверждаем экспериментально, проводя практические работы. Второй момент - перепланирование времени изучения отдельных понятий теории. Так, например, для наиболее детального изучения основных классов неорганических соединений и их свойств мы отводим большее количество времени в теме №4 (13 вместо 10) и теме №4 «Скорость химических реакций» выносим для изучения в 9 класс. При изучении разделов на уроках используется материал, отражающий разнообразие ресурсов Башкортостана и с.Косяковка, Стерлитамакского района , г.Стерлитамак, особенности природных явлений, сезонных изменений, охраны природы ,охраны окружающей среды(воды, воздуха) Республики Башкортостан. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану учебный предмет «Химия» является обязательным в основной школе. Программой отводится на изучение физики по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год (35недель •2ч = 70ч). Из них контрольных работ 4часа , 1-зачет,лабораторных работ – 9 часов, практических работ-6. Программа рассчитана на учебник Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2015 Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения химии ученик должен знать / понимать -химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; -важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; -основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь -называть: химические элементы, соединения изученных классов; -объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; -характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; -определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; -составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций; -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; -распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; -вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -безопасного обращения с веществами и материалами; -экологически грамотного поведения в окружающей среде; -оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; -критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации. Формы и средства контроля. Основными методами проверки знаний и умений учащихся по химии являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: химические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по химии: Оценка устного ответа Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4»:ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «З»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа. Оценка экспериментальных умений Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4»:работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»:допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»:в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»:- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении; отсутствие ответа на задание. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»:работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2»:работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Критерии оценки тестовых заданий: 90 – 100 % от максимальной суммы баллов – ставится отметка «5»; 77 – 90 % - отметка «4»; 50 – 77 % - отметка «3». Структура курса
Перечень практических работ
Перечень проверочных работ
Перечень лабораторных опытов
Содержание учебного курса Основное содержание. Тема 1. Введение (5 часов). Химический элемент, вещества простые и сложные, атом, молекула. Методы исследования: наблюдение, описание, эксперимент. Химическая реакция, физическое явление. Знаки первых 20 химических элементов. Периодическая система химических элементов. Группа, период. Химическая формула. Закон постоянства состава веществ. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Практическая работа № 1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием». Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов). Протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Схема строения атома. ПЗХЭ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Типы химической связи: ионная, ковалентная неполярная, ковалентная полярная, металлическая. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов». Тема 3. Простые вещества (7 часов). Простые вещества - металлы и неметаллы. Количество вещества, моль, молярная масса. Молярный объем.Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ». Зачет по теме «Простые вещества». Тема 4. Соединения химических элементов (13 часов). Степень окисления. Оксиды, основания, кислоты, соли. Ионы: катионы и анионы. Индикатор. Вещества аморфные и кристаллические. Закон постоянства состава веществ. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей: дистилляция, кристаллизация, фильтрование, возгонка. Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды. Лабораторная работа №1 «Разделение смеси речного песка и поваренной соли». Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов». Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (13 часов). Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Вычисления по уравнениям химических реакций. Реакции соединения, замещения, разложения, обмена. Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; в) растворение перманганата калия.Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; Лабораторная работа №2. «Окисление меди в пламени спиртовки»; Лабораторная работа №3. «Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа» Лабораторная работа №4. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом №5. «Получение углекислого газа взаимодействие соды и кислоты. Контрольная работа №3 «Химические реакции». Тема 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (22 часа). Электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ионы, реакция ионного обмена, реакция нейтрализации, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисление. Контрольная работа №4 «Свойства растворов электролитов»
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 431 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |