Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Химия» для 9 класса составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки РФ (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2010 г.).
Авторской программе соответствует учебник: Химия.9 класс. О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ– М.: Дрофа, 2010г.
Дополнительная литература:
1. Стандарт основного общего образования по химии.
2. Примерная программа основного общего образования по химии.
3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010 г.
4. Химия 9 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.
5. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
6. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 -9класс. – М.: Дрофа, 2010.
7. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2011
8. Присягина И.Г., Комиссарова Л.В., Контрольные и проверочные работы по химии: 9 класс.: К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.:Издательство «Экзамен», 2011.
9. Некрасова Л.И., Химия. 9 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
10. Горковенко М.Ю., Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебнику О.С.Габриеляна(М.: Дрофа). – М.: «ВАКО», 2012.
11. Горбунцова С.В., тесты по основным разделам школьного курса химии: 8-9 классы. – М.: «ВАКО», 2012.
12. Денисова В.Г., Химия.8 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.- Волгоград: Учитель, 2012
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника О.С.Габриелян «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2010. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Настоящий календарно-тематический план рассчитан на 2часа в неделю на протяжении учебного года, т.е.68 часов в год, в том числе 4 часа для проведения контрольных работ по следующим темам: «Вводный контроль», «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и 6 часов для проведения практических работ: « Осуществление цепочки химических превращений металлов», «Получение и свойства соединений металлов», «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода», «Получение, собирание и распознавание газов». Также программа предусматривает проведение лабораторных опытов в темах: «Металлы», «Неметаллы» и «Органические соединения» и проектную работу учащихся по темам, предложенным учителем. Предусмотренные в курсе химии основной школы темы-модули «Химия и экология», «Химия и сельское хозяйство» и «Химия и экология» в предлагаемой рабочей программе исключены.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость
внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, в Рабочей программе практические работы Практикума № 2 распределены соответственно темам курса.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
• в 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
Цели
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей;
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень)
В результате изучения химии ученик должен
Знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
В календарно-тематическом плане планируемые результаты продвинутого уровня усвоения знаний выделены курсивом
В содержании курса 9 класса более подробно изучается химия элементов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народно-хозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых понятий и максимального использования знаний из других учебных дисциплин. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о химической стороне явлений окружающего мира.
При проведении уроков химии значительное место отводиться химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы проводятся в процессе изучения темы, как средство наглядного подтверждения свойств изучаемых веществ.
Формы реализации данной программы: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг.
Ожидаемый результат: хороший уровень знаний по предмету, выбор будущей профессии.
Система отслеживания осуществляется через устный и письменный опрос, контрольные и срезовые работы.
Тематическое планирование
№№
п\п
|
Наименование темы
|
Всего,
Час.
|
Из них
|
Практ.работы/ лаб. опыты
|
Контр.работы
|
-
|
Введение. Общая характеристика химических элементов.
|
4
|
1
|
0
|
-
|
Металлы.
|
15
|
3/7
|
1
|
-
|
Неметаллы
|
29
|
3/3
|
1
|
-
|
Органические вещества
|
12
|
|
1
|
-
|
Повторение основных вопросов курса 9-го класса (6 часов)
|
8
|
-/-
|
1
|
-
|
Итого
|
68
|
6/17
|
4
|
Формы и средства контроля.
Наименование темы
|
Тема контрольной/практической работы/лабораторной работы
|
1. Введение. Общая характеристика химических элементов.
|
1. Лабораторная работа №1. «Получение гидроксида цинка и исследование его свойств».
|
2. Металлы
|
1. Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов».
2. Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов
3. Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».
4. Лабораторная работа №2. Ознакомление с образцами металлов.
5. Лабораторная работа №3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
6. Лабораторная работа №4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия, б)кальция, в) алюминия, г) железа.
7. Лабораторная работа №5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
8. Лабораторная работа №6. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.
9. Контрольная работа №1 по теме «Металлы»
|
3. Неметаллы
|
1. Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
2. Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение его свойств»
3. Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»
4. Лабораторная работа №7. Качественная реакция на хлор – ион.
5. Лабораторная работа №8. Качественная реакция на сульфат-ион.
6. Лабораторная работа №9. Распознавание солей аммония.
7. Лабораторная работа №10. Получение углекислого газа и его распознавание.
8. Лабораторная работа №11. Качественная реакция на карбонат-ион.
9. Лабораторная работа №12. Ознакомление с природными силикатами.
10. Лабораторная работа №13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
11. Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»
|
4. Органические вещества
|
1. Лабораторная работа №14. Изготовление моделей молекул углеводородов.
2. Лабораторная работа №15. Свойства глицерина.
3. Лабораторная работа №16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) .
4. Лабораторная работа №17. Взаимодействие крахмала с йодом.
5. Контрольная работа № 3 по теме «Органические вещества»
6. Контрольная работа № 4, итоговая за курс основной школы.
|
Итого
|
Контрольных работ - 4
Практических работ - 6
Лабораторных работ - 17
|
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
|
Тема, раздел
|
Количество часов
|
Дата проведения
|
Плановая
|
Фактическая
|
Введение. Общая характеристика химических элементов.
|
4
|
|
|
- 1
|
Введение. Вводный инструктаж по ТБ
|
|
|
|
-
|
Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ
|
|
|
|
-
|
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений
|
|
|
|
-
|
Периодический закон и периодическая система химического элемента Д.И. Менделеева
|
|
|
|
Металлы
|
15
|
|
|
-
|
Положение металлов в периодической системе и строение его атомов
|
|
|
|
-
|
Физические свойства металлов. Сплавы
|
|
|
|
-
|
Химические свойства металлов
|
|
|
|
-
|
Химические свойства металлов
|
|
|
|
-
|
Получение металлов. Коррозия металлов
|
|
|
|
-
|
Щелочные металлы
|
|
|
|
-
|
Щелочноземельные металлы
|
|
|
|
-
|
Алюминий. Химические и физические свойства
|
|
|
|
-
|
Железо. Химические и физические свойства
|
|
|
|
-
|
Соединения Fе2+ и Fе3+.
Генетические ряды. Сплавы
|
|
|
|
-
|
Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов»
|
|
|
|
-
|
Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов
|
|
|
|
-
|
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»
|
|
|
|
-
|
Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов»
|
|
|
|
-
|
Контрольная работа №1 по теме «Металлы»
|
|
|
|
Неметаллы
|
29
|
|
|
-
|
Общая характеристика неметаллов
|
|
|
|
-
|
Водород
|
|
|
|
-
|
Галогены
|
|
|
|
-
|
Соединения галогенов
|
|
|
|
-
|
Кислород. Строение атома, аллотропия, свойства и применение
|
|
|
|
-
|
Кислород. Химические свойства
|
|
|
|
-
|
Сера, ее физические и химические свойства.
|
|
|
|
-
|
Соединения серы: сероводород и сульфиды, оксид серы(IV), сернистая кислота и ее соли
|
|
|
|
-
|
Серная кислота и ее соли
|
|
|
|
-
|
Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме
|
|
|
|
-
|
Практическая работа №4 «Решение эксперимент задач по теме «Подгруппа кислорода».
|
|
|
|
-
|
Решение задач, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
|
|
|
|
-
|
Азот и его свойства
|
|
|
|
-
|
Аммиак
|
|
|
|
-
|
Соли аммония
|
|
|
|
-
|
Кислородные соединения азота
|
|
|
|
-
|
Азотная кислота и ее соли
|
|
|
|
-
|
Фосфор и его соединения
|
|
|
|
-
|
Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота»
|
|
|
|
-
|
Углерод
|
|
|
|
-
|
Оксиды углерода.Топливо
|
|
|
|
-
|
Угольная кислота.
|
|
|
|
-
|
Карбонаты. Жесткость воды
|
|
|
|
-
|
Кремний и его соединения. Силикатная промышленность
|
|
|
|
-
|
Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода»
|
|
|
|
-
|
Практическая работа №5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».
|
|
|
|
-
|
Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»
|
|
|
|
-
|
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов»
|
|
|
|
-
|
Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»
|
|
|
|
Органические вещества
|
12
|
|
|
-
|
Предмет органической химии
|
|
|
|
-
|
Предельные углеводороды
|
|
|
|
-
|
Непредельные углеводороды. Этилен
|
|
|
|
-
|
Ацетилен. Бензол
|
|
|
|
-
|
Понятие об одноатомных и многоатомных спиртах. Понятие об альдегидах.
|
|
|
|
-
|
Одноосновные предельные карбоновые кислоты.
|
|
|
|
-
|
Сложные эфиры
|
|
|
|
-
|
Понятие о сложных эфирах и жирах.
Понятие об углеводах
|
|
|
|
-
|
Аминокислоты. Белки
|
|
|
|
-
|
Полимеры
|
|
|
|
-
|
Обобщение сведений об органических веществах
|
|
|
|
-
|
Контрольная работа № 3 по теме «Органические вещества»
|
|
|
|
Повторение основных вопросов курса 9-го класса
|
8
|
|
|
-
|
ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Значение ПЗ
|
|
|
|
-
|
ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Значение ПЗ
|
|
|
|
-
|
Химическая связь и кристаллические решётки. Взаимосвязь строение и свойств веществ.
|
|
|
|
-
|
Классификация химических реакций по различным признакам.
|
|
|
|
-
|
Простые и сложные вещества
|
|
|
|
-
|
Простые и сложные вещества
|
|
|
|
-
|
Контрольная работа № 4, итоговая, за курс основной школы
|
|
|
|
-
|
Итоговый урок
|
|
|
|
Итог: 68 часов
|
|