Главная » Файлы » Рабочие программы |
2015-10-17, 11:05 PM | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка Курс биологии 6 класса опирается на пропедевтические знания обучающихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения и курса «Введение в биологию. 6 класс»(«Естествознание. Введение в естественные науки. 6 класс»). Цели и задачи курса: — познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности основных объектов изучения биологии; — систематизировать знания об объектах живой природы; — начать формирование представлений о человеке как части живой природы; — продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; — развивать устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям; — продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа. Материал курса разделен на три главы. Им предшествует «Введение», в котором обучающиеся знакомятся с объектами изучения биологии, методами и приборами, которые используют ученые. Первая глава «Строение и состав организмов» формирует первичное представление обучающихся о клеточном строении представителей живой природы. Изложение материала соответствует уровневой организации живой материи, обучающиеся знакомятся последовательно с особенностями строения клеток растений и животных, их тканями, органами и системами органов. Во второй главе «Жизнедеятельность организмов» обучающиеся знакомятся с особенностями основных процессов жизнедеятельности в растительных и животных организмах, их сходством и различиями. Третья глава «Человек — живой организм» посвящена изучению места человека в системе живой природы, причин, по которым его относят к царству Животные. Предлагается краткий обзор органов и систем органов человека, их значения для организма. Объясняется понятие «человек – социальное существо», выявляются отличительные особенности людей от других представителей живой природы. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Лабораторные работы имеют важное значение в обучении биологии. Обучающиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности. Лабораторные работы стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес к изучению биологии и естественных наук в целом. Их можно проводить как на этапе изучения нового материала, так и во время повторения пройденного.
Общая характеристика учебного предмета Общая характеристика учебного предмета курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: — многообразие и эволюция органического мира; — биологическая природа и социальная сущность человека; — уровневая организация живой природы. Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде. Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11 классов. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Требования к результатам обучения Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: — знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; — реализация установок здорового образа жизни; — сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются: 1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять; 2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Предметными результатами освоения программы по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Содержание тем учебного курса Введение (2 ч) Что изучает наука биология, каковы общие признаки всех живых организмов, какие методы и приборы используются учеными для изучения природы. Лабораторная работа: «Знакомство с увеличительными приборами». Глава 1. Строение и состав организмов (13 ч) Строение клетки; химический состав клетки; значение органических и неорганических веществ, входящих в состав клетки; обмен веществ, протекающий в клетке; деление клетки; ткань; какие ткани растительного и животного организма известны, каковы особенности их строения; орган; какие органы растений являются вегетативными и генеративными; каково строение и значение цветка; типы плодов; какие растения относятся к двудольным, а какие — к однодольным; что такое система органов; какие системы органов выделяют в организме животного. Лабораторные работы: «Строение клетки растений». «Строение тканей растений». «Строение эпителиальной и соединительной тканей». «Строение мышечной и нервной тканей». «Вегетативные органы растений». «Строение цветка». «Строение семени фасоли». Глава 2. Жизнедеятельность организмов (15 ч) Какие процессы жизнедеятельности протекают в живых организмах, каковы их особенности у растений и животных. Глава 3. Человек – живой организм (4 ч) Человек как представитель животного мира. Какие особенности строения и жизнедеятельности организма человека, позволяют отнести его к царству Животные; каково строение основных систем органов человека; в чем состоит отличие человека от остальных представителей животного мира. Заключение (1ч)
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Календарно - тематическое планирование
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 577 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |