Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа
2015-10-17, 11:14 PM

Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и   учебной программы по биологии И. Н. Пономаревой 2007 год, количество часов в год- 68 часов, допущенного Министерством образования РФ.

Цели:

освоение знаний – о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

•          овладение умениями – работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

•          развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•          воспитание – позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

•          использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

     Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

    Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

   Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.

 

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

   Учащиеся должны знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов:
  • Сущность биологических процессов:
  • Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

            Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у

человека; роль гормонов и витаминов в организме.

           Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

            Распознавать и описывать: основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; органы и системы органов животных; растения разных отделов; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных; съедобные и ядовитые грибы; опасные для человека растения и животных.

            Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

            Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

            Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

            Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

   Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Оценка знаний учащихся.

 

Содержание тем учебного курса

 

Введение в основы общей биологии (3 ч).

    Биология — наука о живом мире.Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Основы учения о клетке (11 ч).

    Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа.№1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч).

    Типы размножения организмов. Половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа №2. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.

Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч).

    Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы №3, №4: Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч).

    Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч).

    Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А..И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в

формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Учение об эволюции (11 ч).

    Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа №5. Изучение изменчивости у организмов.

Происхождение человека (антропогенез) (6 ч).

   Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основы экологии (11 ч).

   Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение Б.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторные работы:

№6. Приспособленность организмов к среде обитания.

№7. Оценка качества окружающей среды.

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет -ресурсы

9 «А»

9»Б»

9»В»

Учебник «Биология» 9 класс Автор Понамарёв И.Н. М. «Вента – Граф» 2009г, рекомендован Министерством образования и науки РФ

Технология СДО авторы А.Гончарук,В.

Зорина. Развернутое тематическое планирование «Биологи 5 – 11 классы» авторы М.В. Оданович и другие издательство «Учитель»

2009 г.

Универсальное пособие школьный курс Биология 6 -11 класс авторы А. Скворцов, А. Никишов и др. Таблицы, схемы, микропрепараты, микроскопы, муляжи, гербарии.

КИМЫ 2011

КИМЫ 2012

 Тесты по биологии различных уровней усвоения: биология растений и животных, человек, введение в общую биологию

http://school-collection.edu.ru

  http://bio.1september.ru      

http://www.sbio.info

 http://www.greeninfo.ru/

http://www.theanimalworld.ru/

 

 

Календарно – тематическое планирование

Количество часов:

всего за учебный год 68 часов, в неделю 2 часа. Лабораторных работ - 7.

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений «Биология в основной школе 5 – 9 классы» авторы: Т. С. Суслов. В.И. Строганов. И. Н. Пономарёва и др. 2009 год М. «Вента-Граф»

 Учебник: Биология 9 класс, допущен Министерством образования и науки РФ, автор: Понамарёв И.Н., М. – «Вента – Граф» 2009 год

Дополнительная литература:

 Биология: пособие – репетитор. автор:С.И. Колесников «Март» М. 2010 год

 Универсальное пособие школьный курс Биология 6 -11 класс авторы А. Скворцов, А. Никишов и др. изд. Аст-пресс М.2010 год

Методический материал:

Технология СДО авторы А.Гончарук, В.Зорина «Мир диалектики» 2009 г

Развернутое тематическое планирование « Биологи 5 – 11 классы» авторы: М.В. Оданович и др изд. «Учитель» 2009 год

 

 

№ урока

Наименование тем и разделов

Всего часов по каждому классу

Дата проведения по каждому классу

план

факт

план

факт

Введение в основы общей биологии – 3 ч.

 

 

 

 

1

Биология – наука о живом мире.

 

 

 

 

2

Общие свойства живых организмов.

 

 

 

 

3

Многообразие форм живых организмов.

 

 

 

 

Основы учения о клетке – 11 ч.

 

 

 

 

4

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

 

 

 

 

5

Химический состав клетки.

 

 

 

 

6

Белки и нуклеиновые кислоты.

 

 

 

 

7

Строение клетки.

 

 

 

 

8

Органоиды клетки растений и их функции.

 

 

 

 

9

Обмен веществ – основа существования клетки.

 

 

 

 

10

Биосинтез белков в живой клетке.

 

 

 

 

11

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

 

 

 

 

12

Обеспечение клетки энергией.

 

 

 

 

13

Тест: Основы учения о клетке

 

 

 

 

 

14

Обобщение.

 

 

 

 

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 ч.

 

 

 

 

15

Размножение живых организмов.

 

 

 

 

16

Деление клетки. Митоз.

 

 

 

 

17

Образование половых клеток. Мейоз.

 

 

 

 

18

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

 

 

 

 

19

Обобщение. Тест: Размножение и индивидуальное развитие организмов

 

 

 

 

Основы учения о наследственности и изменчивости – 10 ч.

 

 

 

 

20

Наука генетика. Из истории развития генетики.

 

 

 

 

 

21

Генетические опыты Г.Менделя. Основные понятия генетики.

 

 

 

 

22

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

 

 

 

 

23

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 

 

 

 

24

Взаимодействие генов и их множественное действие.

 

 

 

 

25

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

 

 

 

 

26

Наследственные болезни человека.

 

 

 

 

27

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

 

 

 

 

28

Другие типы изменчивости.

 

 

 

 

29

Зачёт: Решение генетических задач

 

 

 

 

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 5 ч.

 

 

 

 

30

Генетические основы селекции организмов.

 

 

 

 

31

Особенности селекции растений.

Генетические основы селекции организмов.

 

 

 

 

32

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Особенности селекции растений.

 

 

 

 

33

Особенности селекции животных.

 

 

 

 

34

Основные направления селекции микроорганизмов.

 

 

 

 

Происхождение жизни и развитие органического мира – 5 ч.

 

 

 

 

35

Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

 

 

 

 

36

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

 

 

 

 

37

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 

 

 

 

38

Этапы развития жизни на Земле.

 

 

 

 

39

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

 

 

 

 

Учение об эволюции – 11 ч.

 

 

 

 

40

Идея развития органического мира в биологии.

 

 

 

 

41

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

 

 

 

 

42

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

 

 

 

 

43

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

 

 

 

 

44

Современные представления об эволюции органического мира.

 

 

 

 

45

Вид, его структура и особенности.

 

 

 

 

46

Процесс образования видов – видообразование.

 

 

 

 

47

Макроэволюция – результат микроэволюций.

 

 

 

 

48

Основные направления эволюции.

 

 

 

 

49

Основные закономерности биологической эволюции.

 

 

 

 

50

Обобщение. Тест: Учение об эволюции

 

 

 

 

 

Происхождение человека (антропогенез)– 6 ч.

 

 

 

 

51

Место человека в системе органического мира.

 

 

 

 

52

Доказательства эволюционного происхождения человека.

 

 

 

 

53

Этапы эволюции вида Человек разумный.

 

 

 

 

54

Биосоциальная сущность вида. Человек разумный.

 

 

 

 

55-56

Человеческие расы, их родство и происхождение.

 

 

 

 

57

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

 

 

 

 

 

Основы экологии (11 ч).

 

 

 

 

58

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

 

 

 

 

59

Закономерности действия факторов среды на организмы.

 

 

 

 

60

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

 

 

 

 

61

Биотические связи в природе.

 

 

 

 

62

Вид, популяция. Популяции как форма существования видов в природе.

 

 

 

 

63

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

 

 

 

 

64

Биогеоценоз как сообщество живых организмов в природ .

 

 

 

 

65

Развитие и смена биогеоценозов.

 

 

 

 

66

Охрана биосферы, рациональное природоиспользование.

 

 

 

 

67

Контрольная работа: Происхождение человека. Основы экологии.

 

 

 

 

68

Обобщение

 

 

 

 

Категория: Рабочие программы | Добавил: oksanagornaeva
Просмотров: 424 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar