Главная » Файлы » Внеурочная деятельность » Программы по внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности
2016-09-12, 6:20 PM

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения ставить: цель, задачи, выявление актуальности работы, постановка проблемы, определение предмета и объекта исследования, умение работать с теорией и практикой, а также грамотно уметь называть школьные исследовательские работы. Также креатив­ных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и раз­витие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни­кативных способностей.

Задачи:

1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усер­дия и самостоятельности;

3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

4)прививать интерес к исследовательской деятельности.

Важнейшим приоритетом образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей учащихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс  «Исследовательская деятельность» носит развивающий характер. Целью данной деятельности является формирование поисково-исследовательских и коммуникатив­ных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические.

Актуальность: научить ребёнка ориентироваться не только  на получение «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

          Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).  Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направ­ление - «Исследовательская деятельность».

Основные УУД

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и спосо­бам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия ре­зультатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
  • решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ре­троспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:           

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения дей­ствия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом инфор­мационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической  формой речи.

Характеристика основных планируемых результатов

      Обучающийся получит возможность узнать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • правила успешной презентации работы.

       Обучающийся научится:

  • самостоятельно выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

      Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин­формацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

      Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;
  • работать в группе, коллективе.

 

Содержание программы

     Тема: Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое ис­следование, его видах и роли в жизни человека; обуча­ющийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий Обучающийся познакомится с понятием о исследовательской деятельности учащихся. Презента­ция исследовательских работ учащихся.

     Тема: Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении соб­ственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

     Тема: Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе

     Тема: Школа почемучек

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

     Тема: Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах.

     Тема: Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения.

     Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по своей теме.

     Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по своей теме.

     Тема: Назовем правильно. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Выбор темы и название исследовательской работы.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение ги­потез по собственному исследованию.

     Тема: Назовем правильно. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Выбор темы и название исследовательской работы.

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение ги­потез по собственному исследованию.

     Тема: Основные источники получения информации.

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - сло­вари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с элек­тронным пособием.

     Тема: Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников.

      Тема: Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

      Тема: Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

Письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по собственной теме.

     Тема: Оформление работы. Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint

Защита исследовательской работы. Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад Доклад, реферат, дискуссия, газета, ра­дио- или телепередача, презентация.

Работа в программе MicrosoftPowerPoint. 

     Тема:  Что мы узнали и чему научились за год. Моя работа.

Систематизировать и обобщить знания учащихся по курсу «Мы исследова­тели».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Презентация работ учащихся.

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

п/п

Название тем

Кол-во часов

Дата

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

 

2

Что такое проблема.

1

 

3

Как мы познаём мир.

1

 

4-5

Школа почемучек.

2

 

6-7

Удивительный вопрос.

2

 

8-9

Источники информации.

2

 

10-11

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

2

 

12-14

Назовем правильно. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

3

 

15-16

Основные источники получения информации.

2

 

17-19

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

3

 

20-23

Методы исследования. Мыслительные операции.

4

 

24-25

Обработка результатов исследования. Методика оформления результата

 

2

 

26-31

Оформление работы. Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint

6

 

32-33

Что мы узнали и чему научились за год. Моя работа.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Список литературы:

Для учителя:

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 с.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы. - 1995. - № 6. - 16с.

Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками М.: Издательский центр «Академия», 1999. -204 с.

Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель. 2008.- 126 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в совремем но школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 320с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с.

Фельдштейна Д.И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальна» школа. -М.: Баласс, 2011. - 192 с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001.

Для обучающихся:

Большая детская энциклопедия для детей, http://www.mirkniq.com/ (09.03.11)

Большая детская энциклопедия (6-12 лет), http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaia-delsk.iui ienciklopediia-6-12.html (09.03.11)

. http://www.bookshunt.ru/b120702detskavaenciklopedivaenciklopedivavse obo vsem.5 A Ли!<ум Детская энциклопедия (09.03.11)

Почему и потому. Детская энциклопедия, http://www.kodqes.ru/dosuq/paqe/147 (09.03.11)

Большая Детская энциклопедия. Русский язык, http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего <>« «| i•>зования. Может ли учебник стать помощником? http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» httpi//sjandailnin щ/ (09.03.11)

 

 

Категория: Программы по внеурочной деятельности | Добавил: oksanagornaeva
Просмотров: 845 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar