Главная » Файлы » Внеурочная деятельность » Программы по внеурочной деятельности |
2016-09-12, 6:20 PM | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения ставить: цель, задачи, выявление актуальности работы, постановка проблемы, определение предмета и объекта исследования, умение работать с теорией и практикой, а также грамотно уметь называть школьные исследовательские работы. Также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Задачи: 1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; 2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 4)прививать интерес к исследовательской деятельности. Важнейшим приоритетом образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка. Развитие личностных качеств и способностей учащихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Исследовательская деятельность» носит развивающий характер. Целью данной деятельности является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Актуальность: научить ребёнка ориентироваться не только на получение «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Исследовательская деятельность». Основные УУД Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
Характеристика основных планируемых результатов Обучающийся получит возможность узнать:
Обучающийся научится:
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
Содержание программы Тема: Что такое исследование? Кто такие исследователи? Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий Обучающийся познакомится с понятием о исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся. Тема: Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Тема: Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе Тема: Школа почемучек Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Тема: Удивительный вопрос. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах. Тема: Источники информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения. Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по своей теме. Тема: Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по своей теме. Тема: Назовем правильно. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Выбор темы и название исследовательской работы. Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по собственному исследованию. Тема: Назовем правильно. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Выбор темы и название исследовательской работы. Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по собственному исследованию. Тема: Основные источники получения информации. Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Тема: Оформление списка литературы и использованных электронных источников. Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников. Тема: Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Тема: Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. Письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по собственной теме. Тема: Оформление работы. Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint Защита исследовательской работы. Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация. Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя работа. Систематизировать и обобщить знания учащихся по курсу «Мы исследователи». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Презентация работ учащихся.
Календарно - тематическое планирование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы: Для учителя: Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 с. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы. - 1995. - № 6. - 16с. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками М.: Издательский центр «Академия», 1999. -204 с. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель. 2008.- 126 с. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в совремем но школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 320с. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с. Фельдштейна Д.И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальна» школа. -М.: Баласс, 2011. - 192 с. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001. Для обучающихся: Большая детская энциклопедия для детей, http://www.mirkniq.com/ (09.03.11) Большая детская энциклопедия (6-12 лет), http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaia-delsk.iui ienciklopediia-6-12.html (09.03.11) . http://www.bookshunt.ru/b120702detskavaenciklopedivaenciklopedivavse obo vsem.5 A Ли!<ум Детская энциклопедия (09.03.11) Почему и потому. Детская энциклопедия, http://www.kodqes.ru/dosuq/paqe/147 (09.03.11) Большая Детская энциклопедия. Русский язык, http://www.booklinks.ru/ (09.03.11) Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего <>« «| i•>зования. Может ли учебник стать помощником? http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11) Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» httpi//sjandailnin щ/ (09.03.11)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 845 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |