Главная » Файлы » Внеурочная деятельность » Программы по внеурочной деятельности |
2016-09-12, 6:17 PM | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка Программа внеурочного курса 5класса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Курс направлен на изучение интересных фактах флоры и фауны родного края и нашей планеты, а также о тайнах человеческого мышления. Учащиеся познакомятся с миром взаимоотношений людей, о поведении, разнообразии и приспособлениях животных к местах их обитания. Программой предусмотрена разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная деятельность учащихся. Внеурочный курс способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков и плакатов биологической направленности, интересных фотографий. Актуальность: узнать о разнообразии форм, повадок, привычек животных. Интересные факты, как о растениях так и о редких жителях планеты и о домашних питомцах. Узнать о взаимоотношениях животных, растений и людей между собой. Важно научить находить интересные сведения и вести просветительскую работу по охране окружающей среды. Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, строение живых организмов описывается отдельно от их функционирования и т.п. Найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывая и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Цель курса: Содействие успешной социализации учащегося средствами биологического образования через формирование биологических знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, расширению мировоззрения. Понимания собственного поведения для дальнейшей его корректировки. Каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни Задачи курса: - ознакомление учащихся с многообразием и разнообразием живых организмов для осознания их роли на Земле и значении биологии в жизни человека и общества; - формирование представления о природе как развивающейся системе; - ознакомление учащихся с повадками животных и причинами определенного поведения у животных; - формирование у учащихся наиболее употребительных понятий и законов курса биологии и экологии для их использования в практической жизни; - ознакомление учащихся приспособлениями животных к определенному месту обитания; - ознакомление школьников с человеческой индивидуальностью, внутренним миром каждого из нас, о взаимоотношениях между людьми; - осуществление исследовательской деятельности учащихся; - формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового образа жизни; - формирование у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности. - создание условий для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей. Основные УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса: Личностными результатами изучения предмета «Удивительное рядом» являются следующие умения: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Удивительное рядом» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности. Характеристика основных планируемых результатов Ознакомление учащихся: - с многообразием и разнообразием живых организмов для осознания их роли на Земле и значении биологии в жизни человека и общества; - формирование представления о природе как развивающейся системе; - ознакомление учащихся с повадками животных и причинами определенного поведения у животных; - формирование у учащихся наиболее употребительных понятий и законов курса биологии и экологии для их использования в практической жизни; - ознакомление учащихся приспособлениями животных к определенному месту обитания; - ознакомление школьников с человеческой индивидуальностью, внутренним миром каждого из нас, о взаимоотношениях между людьми; - осуществление исследовательской деятельности учащихся; - формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового образа жизни; - формирование у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности. - создание условий для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей. Содержание программы Тема: Братья по крови. Разнообразие животного мира. Аналогия с человеком. Тема: О названиях животных. Каким образом давались названия животным, и какое значение они имеют. Тема: Какие бывают птицы Разнообразие птиц Красноярского края и на планете. Тема: Как птица – для полёта Особенности строения птиц необходимые для полёта. Тема: Птичье меню Питание птиц. Отличительные признаки хищных и травоядных птиц. Тема: Млекопитающие, или звери Определение класса. Место обитания. Особенности. Тема: У кошки четыре ноги Приспособления животных для определенной среды обитания, выработанные в процессе эволюции. Тема: Какие бывают звери. Отличительные особенности животных, такие как: яйцекладущие, сумчатые, виверры, ластоногие и тд Тема: Поведение птиц и зверей Особенности поведения птиц и животных связанные с типом питания, условиями местности, окружающей их средой и тд. Тема: Животные в природе Значение в природе. Тема: Рядом с человеком Одомашненные животные. Зачем человек приручил, каким образом. Разнообразие. Тема: Многообразие растений Многообразие растений Красноярского края и на планете. Тема: Говорящая красота Селекция растений, ее значение. Цветочные часы К. Линнея. Ботанический сад. Тема: Семейная жизнь и продолжительность рода Взаимодействие растений между собой. Особенности размножения. Тема: Внутренний мир Особенности человека: характер, темперамент, способности. Эмоции и чувства. Тема: Что я могу Интеллект и креативность. Жизненный успех. Левша и правша. Национальный характер. Тема: Человек среди людей Одиночество. Такт и бестактность. Конфликты и выход из них. Тема: Мы выбираем нас выбирают Самопрезентация.
Календарно-тематическое планирование
Методическое обеспечение программы Список литературы для учителя: 1. Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Арский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997. 2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6. 3. Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992. 4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009. 5. Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. – М.: Просвещение, 1998. 6. Энциклопедия для детей. Мир взаимоотношений/ Гл. ред. В.Володин – М.: Аванта +, 2003 7. Энциклопедия для детей. Биология/ Гл. ред. В.Володин – М.: Аванта +, 2003 8. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008. Список литературы для учащихся: 1. Александрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009. 3. Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997. 4. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.: Либирея-Биб-информ, 2007. 5. Энциклопедия для детей. Мир взаимоотношений/ Гл. ред. В.Володин – М.: Аванта +, 2003 6. Энциклопедия для детей. Биология/ Гл. ред. В.Володин – М.: Аванта +, 2003 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 720 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |