Главная » Файлы » Внеурочная деятельность » Программы по внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности
2016-09-12, 6:17 PM

Пояснительная записка

Программа внеурочного курса  5класса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Курс направлен на изучение интересных фактах флоры и фауны родного края и нашей планеты, а также о тайнах человеческого мышления. Учащиеся познакомятся с миром взаимоотношений людей, о поведении, разнообразии и приспособлениях животных к местах их обитания. Программой предусмотрена разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная деятельность учащихся. Внеурочный курс способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков и плакатов биологической направленности, интересных фотографий.

 Актуальность: узнать о разнообразии форм, повадок, привычек животных. Интересные факты, как о растениях так и о редких жителях планеты и о домашних питомцах. Узнать о взаимоотношениях животных, растений и людей между собой. Важно научить находить интересные сведения и вести просветительскую работу по охране окружающей среды.

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.

Школа  не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, строение живых организмов описывается отдельно от их функционирования и т.п. 

Найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывая и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.

     Цель курса: Содействие успешной социализации учащегося средствами биологического образования через формирование биологических знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, расширению мировоззрения. Понимания собственного поведения для дальнейшей его корректировки.

Каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни

Задачи курса:

- ознакомление учащихся с многообразием и разнообразием живых организмов для осознания их роли на Земле и значении биологии в жизни человека и общества;

- формирование представления о природе как развивающейся системе;

- ознакомление учащихся с повадками животных и причинами определенного поведения у животных;

- формирование у учащихся наиболее употребительных понятий и законов курса биологии и экологии для их использования в практической жизни;

- ознакомление учащихся приспособлениями животных к определенному месту обитания;

- ознакомление школьников с человеческой индивидуальностью, внутренним миром каждого из нас, о взаимоотношениях между людьми;

- осуществление исследовательской деятельности учащихся;

- формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового образа жизни;

- формирование у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённых животных  своей местности.

- создание условий для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Основные УУД

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения предмета «Удивительное рядом» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Удивительное рядом» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

   Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности.

Характеристика основных планируемых результатов

Ознакомление учащихся:

- с многообразием и разнообразием живых организмов для осознания их роли на Земле и значении биологии в жизни человека и общества;

- формирование представления о природе как развивающейся системе;

- ознакомление учащихся с повадками животных и причинами определенного поведения у животных;

- формирование у учащихся наиболее употребительных понятий и законов курса биологии и экологии для их использования в практической жизни;

- ознакомление учащихся приспособлениями животных к определенному месту обитания;

- ознакомление школьников с человеческой индивидуальностью, внутренним миром каждого из нас, о взаимоотношениях между людьми;

- осуществление исследовательской деятельности учащихся;

- формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового образа жизни;

- формирование у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённых животных  своей местности.

- создание условий для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Содержание программы

     Тема: Братья по крови.

Разнообразие животного мира. Аналогия с человеком.

     Тема: О названиях животных.

Каким образом давались названия животным, и какое значение они имеют.

     Тема: Какие бывают птицы

Разнообразие птиц Красноярского края и на планете.

     Тема: Как птица – для полёта

Особенности строения птиц необходимые для полёта.

     Тема: Птичье меню

Питание птиц. Отличительные признаки хищных и травоядных птиц.

     Тема: Млекопитающие, или звери

Определение класса. Место обитания. Особенности.

     Тема: У кошки четыре ноги

Приспособления животных для определенной среды обитания, выработанные в процессе эволюции.

     Тема: Какие бывают звери.

Отличительные особенности животных, такие как:

яйцекладущие, сумчатые, виверры, ластоногие и тд

     Тема: Поведение птиц и зверей

Особенности поведения птиц и животных связанные с типом питания, условиями местности, окружающей их средой и тд.

     Тема: Животные в природе

Значение в природе.

     Тема: Рядом с человеком

Одомашненные животные. Зачем человек приручил, каким образом. Разнообразие.

     Тема: Многообразие растений

Многообразие растений Красноярского края и на планете.

     Тема: Говорящая красота

Селекция растений, ее значение. Цветочные часы К. Линнея. Ботанический сад.

     Тема: Семейная жизнь и продолжительность рода

Взаимодействие растений между собой. Особенности размножения.

     Тема: Внутренний мир

Особенности человека: характер, темперамент, способности. Эмоции и чувства.

     Тема: Что я могу

Интеллект и креативность. Жизненный успех. Левша и правша. Национальный характер.

     Тема: Человек среди людей

Одиночество. Такт и бестактность. Конфликты и выход из них.

     Тема: Мы выбираем нас выбирают

Самопрезентация.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Раздел (тема)

Общее количество часов

Дата

  1.  

Братья по крови

2

 

  1.  

О названиях животных

2

 

  1.  

Какие бывают птицы

2

 

  1.  

Как птица – для полёта

1

 

  1.  

Птичье меню

1

 

  1.  

Млекопитающие, или звери

3

 

  1.  

У кошки четыре ноги

2

 

  1.  

Какие бывают звери

2

 

  1.  

Поведение птиц и зверей

2

 

  1.  

Животные в природе

2

 

  1.  

Рядом с человеком

2

 

  1.  

Многообразие растений

2

 

  1.  

Говорящая красота

2

 

  1.  

Семейная жизнь и продолжительность рода

1

 

  1.  

Внутренний мир

2

 

  1.  

Что я могу

2

 

  1.  

Человек среди людей

2

 

  1.  

Мы выбираем нас выбирают

2

 

 

Методическое обеспечение программы

Список литературы для учителя:

1. Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Арский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997.

2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.

3. Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.

4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения /  Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009.

5. Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры /  Д. Н. Кавтарадзе. – М.: Просвещение, 1998.

6. Энциклопедия для детей. Мир взаимоотношений/ Гл. ред. В.Володин – М.: Аванта +, 2003 

7. Энциклопедия для детей. Биология/ Гл. ред. В.Володин – М.: Аванта +, 2003 

8. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе:  Учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.

Список литературы для учащихся:

1. Александрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009.

3. Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997.

4. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.: Либирея-Биб-информ, 2007.

5. Энциклопедия для детей. Мир взаимоотношений/ Гл. ред. В.Володин – М.: Аванта +, 2003 

6. Энциклопедия для детей. Биология/ Гл. ред. В.Володин – М.: Аванта +, 2003  

Категория: Программы по внеурочной деятельности | Добавил: oksanagornaeva
Просмотров: 720 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar