Главная » Файлы » Внеурочная деятельность » Программы по внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности
2016-09-12, 6:21 PM

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, инте­ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креатив­ных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и раз­витие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни­кативных способностей.

Задачи:

1)познакомить учащихся со структурой проектной деятельности, со способами поиска информации;

2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усер­дия и самостоятельности;

3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями, поиск информации в сети Интернет, работа с MicrosoftPowerPoint;

4)прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микро­группе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс  «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникатив­ных умений школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические.

 

Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).  Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направ­ление - «Проектная деятельность».

Основные УУД

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и спосо­бам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия ре­зультатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
  • решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ре­троспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:           

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения дей­ствия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом инфор­мационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической  формой речи.

Характеристика основных планируемых результатов

      Обучающийся получит возможность узнать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • правила успешной презентации работы.

       Обучающийся научится:

  • самостоятельно выбирать тему исследования;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

      Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин­формацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

      Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;
  • работать в группе, коллективе.

Характеристика основных планируемых результатов.

 

Обучающийся получит возможность узнать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся научится:

  • самостоятельно выбирать тему проекта;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать ин­формацию по волнующей проблеме;
  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;
  • работать в группе, коллективе;

 

Содержание программы

 

  1. Что такое проекты.

Обучающийся познакомится с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презента­ция исследовательских работ учащихся.

  1. Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

  1. Гипотеза.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

  1. Источник информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Работа в сети Интернет. Беседа. Правила общения.

  1. Учимся выделять главное и второстепенное.

Обучающийся сможет потренироваться выделять глав­ное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований.

  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников.

  1. Актуальность проекта. Планируемый результат.
  2. Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация. Работа в программе MicrosoftPowerPoint.

  1. Правильное название.
  2. Методы исследования. Мыслительные операции.
  3. Основные ошибки в презентациях.
  4. Подготовка проекта.
  5. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Название тем

 Кол-во часов

Дата

1-2

Что такое проекты.

2

 

3-4

Что такое проблема.

2

 

5-6

Гипотеза.

2

 

7-9

Источники информации.

3

 

10-11

Учимся выделять главное и второстепенное.

2

 

12-14

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

3

 

15-16

Актуальность проекта. Планируемый результат.

2

 

17-20

Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint

4

 

21-22

Правильное название.

2

 

23-24

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

 

25-26

Основные ошибки презентации и проектах

2

 

27-33

Подготовка проекта

6

 

34

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

1

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Список литературы

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 с.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы. - 1995. - № 6. - 16с.

Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками М.: Издательский центр «Академия», 1999. -204 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.

Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. - М.: Директор школы. - 1998, - № 3. - 256 с.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в совремем но школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 320с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с.

Асмолов А.Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Oi действия к мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

Фельдштейна Д.И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальна» школа. -М.: Баласс, 2011. - 192 с.

Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование 2000. - №7.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001.

 

Категория: Программы по внеурочной деятельности | Добавил: oksanagornaeva
Просмотров: 506 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar